Предприниматель из Казахстана обнаружил в Украине залежи ценного сырья

Говорят, в Украине мало долгосрочных инвестиций и бизнесменов, вкладывающих деньги на длительный срок. Может, и так. Но к предпринимателю из Казахстана Нурбулату Дуйсиналиеву этот упрек не применим. Начиная с 2008 года он инвестировал $2,5 млн в развитие в Крыму соляного промысла, которому еще далеко до окупаемости. На что он рассчитывает: Дуйсиналиев переехал в Крым три года назад по совету врачей. Они порекомендовали ему принимать солевые геотермальные ванны после операции по удалению раковой опухоли. Помогло: сейчас у предпринимателя длительная ремиссия. На рабочем сголе Дуйсиналиева — прозрачный тубус с кристаллами морской соли, которую производит его компания. В ходе интервью он периодически отламывает кристаллики размером с небольшую горошину и сосет их как леденцы. «Наша соль, в отличие от каменной, полезна. Ее можно съесть до 10 граммов в день», — говорит 44-летний предприниматель. Если бы не болезнь, вряд ли он переехал бы в Украину. Обладатель дипломов двух престижных московских вузов — Института нефти и газа и МГИМО, Дуйсиналиев сразу после перестройки занимался торговлей нефтью в Казахстане. В 2007 году оборот его бизнеса составлял около $3 млн в месяц.

Раз крымская морская соль так полезна, значит нужно дать шанс на выздоровление как можно большему числу людей. Окрыленный высокой идеей, Дуйсиналиев пытается наладить производство в промышленных масштабах.

Первая попытка оказалась не слишком успешной. Инвесгировав в строительство бассейнов и дамб на Востоке Крыма — Арабатской стрелке — $2 млн, бизнесмен был вынужден заморозить проект, поскольку местная власть вдруг решила резко повысить цену за аренду земли. Через год вблизи Евпатории он купил уже работающий промысел — компанию «Галит». В 2009 году она произвела 10 000 т соли, в 2010-м — 7000 т.

Вместе с соляным промыслом Дуйсиналиев получил и часть клиентов. «Мы покупаем их соль около 10 лет. Устраивает соотношение цены и качества», — говорит начальник отдела снабжения «Аква Косметике Груп» Сергей Полторак.

Более половины доходов приносят spa-салоны и косметические компании, куда «Галит» поставляет соль под марками «Розовый бриллиант» и «Кристалл здоровья». «Используем эту соль четыре месяца, — рассказывает Лаврентий Неустроев, заместитель директора питерского оздоровительного центра «Симфония здоровья». — Пациенты с дерматитом, экземой ощущают улучшения уже после трех-четырех ванн. Ранее для такого результата их было нужно где-то восемь. Думаю, у продукта большое будущее».

Оптимистичен и Дуйсиналиев. По его словам, бизнес начнет приносить прибыль уже в этом году, когда в структуре продаж «Галита» основную часть займет более дорогая морская пищевая соль. При себестоимости добычи килограмма, равной 45 копейкам, фирма продает ее оптовикам по 4,25 гривны. Потеснить лидера рынка — «Артемсоль» будет трудно, признает Дуйсиналиев, поэтому он организовал поставки в Россию, Румынию, Белоруссию, Молдову и Казахсган, ведет переговоры с оптовиками из Германии и Польши. По его расчетам, инвестиции окупятся через пять—семь лет. «Я никуда не спешу», — говорит предприниматель.