19 Фев

РЫНОК ЭКЗОТИЧЕСКИХ РАСТЕНИЙ В РОССИИ ДАЛ РОСТКИ В НАЧАЛЕ «НУ­ЛЕВЫХ», НО ЗРЕЛЫМ ЕГО НЕЛЬЗЯ НАЗЫВАТЬ И ПО СЕЙ ДЕНЬ. ЕГО ОБЪЕМЫ НЕ БЕРУТСЯ ОЦЕНИТЬ НИ УЧАСТНИКИ РЫНКА, НИ ЭКСПЕРТЫ: ПОКА ОДНИ ИГРОКИ РАССЧИТЫВАЮТ СОБРАТЬ БОЛЬШОЙ УРОЖАЙ, ДРУГИЕ СЧИТАЮТ ЭТОТ СЕГМЕНТ СЛИШКОМ НЕПРЕДСКАЗУЕМЫМ

ОПТИМИСТОВ ВДОХНОВЛЯЕТ ПРИМЕР ЗАПАДНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЭКЗОТИ­ЧЕСКИМИ РАСТЕНИЯМИ.

Зарубежные рынки эк­зотических растений расцвели гораздо раньше, чем в России. К примеру, Питер Д’Амато — автор бестселлера «Дикий сад» (The Savage garden) и хозяин самого большого питомника плотоядных растений в США — основал свой бизнес в 1989 году. «В США торговля экзотическими растени­ями — бизнес прибыльный и динамично разви­вающийся, — рассказывает Д’Амато. — Мы не только реализуем продукцию на местном рынке, но и отправляем каждую неделю сотни растений за рубеж».

В России же экзотические растения и их семена массово появились в продаже лишь полтора-два года назад, этот рынок только-только зарожда­ется, поэтому свободных ниш на нем много. По мнению Игоря Зимарева, владельца интернет-магазина «Редкие тропические растения и семе­на», раньше у российских потребителей просто не было лишних денег на это достаточно дорогое удовольствие. Рита Максимчук, соучредитель интернет-магазина редких растений и семян «Экзотики», объясняет рост интереса россиян к необычным растениям «экологической модой». «Людей потянуло к природе», — считает она. Стоимость «экзотов» колеблет­ся в массовом сегменте от десятков рублей до нескольких тысяч.

Для того чтобы открыть такой бизнес, серьезных инвестиций не требуется. «Я открыл свое дело, почти ничего в него не вложив. Мне просто нравилось выращивать растения, и я подумал, почему бы не начать их продавать оранжереям?» — вспоминает Питер Д’Амато. Предприниматель из Ростова-на-Дону Игорь Пугач, основавший интернет-магазин «Кактусенок», тоже пришел в этот бизнес из люб­ви к ботанике.

Информационный портал района «Позняки» в Киеве: аптеки,  детские клубы и секции, бытовые услуги, красота и спорт, парикмахерские, салоны красоты, фитнес-центры, обучение и другая полезная информация.

«Коллекционировать кактусы я начал случайно, — рассказывает он. — Переехав на новую квартиру, нашел на подоконнике два увядающих кактуса. Мне стало их жалко». Спасая кактусы, Игорь увлекся ими не на шутку и стал вы­ращивать кактусы из семян. Из 100 семян всходи­ло 50, выживало — 10. «Мне для коллекции было достаточно и пары экземпляров, остальные надо было куда-то пристроить», — вспоминает Пугач. Он раздавал кактусы друзьям и знакомым, а по­том начал продавать на рынке по выходным. К удивлению Игоря выяснилось, что торговля лю­бимыми кактусами приносит доход, равный по­ловине его зарплаты на основном месте работы.

Финансовый кризис Игорь воспринял как шанс заняться собственным делом: три года назад он уволился с прежней работы и занялся продажей кактусов через интернет, купив для этого готовый сайт за 24 тыс. рублей. «Прикинув расходы, я по­нял, что так будет дешевле, чем заказывать сайт разработчикам. Мне не потребовался систем­ный администратор: все отлично работает», — поясняет Игорь Пугач. Заказы на кактусы он по­лучает со всей России, причем в основном через социальные сети. Больше всего покупателей — около 30% — из Санкт-Петербурга.

Сейчас в коллекции Игоря Пугача около 900 видов растений, но на продажу он предлагает только 200 видов: кактусы растут долго, с момен­та посадки до подготовки к продаже проходит примерно 2,5-3 года. Новый «урожай» как раз со­зревает, и Пугач рассчитывает выйти в 2013 году на пик продаж. Пока при обороте 120-180 тыс. рублей в месяц Пугач получает 60-70 тыс. рублей ежемесячного дохода, однако предприниматель рассчитывает, что со временем прибыль достиг­нет 350-400 тыс. рублей в месяц.

ЭТОТ БИЗНЕС СЕЗОННЫЙ (ЛЕТОМ ЗАКАЗОВ МАЛО, ЗИМОЙ РАСТЕНИЯ МОГУТ ПОСТРАДАТЬ ПРИ ДО­СТАВКЕ, ТАК ЧТО ОСНОВНЫЕ ПРОДАЖИ ПРИХО­ДЯТСЯ на весну и осень), поэтому очень часто предприниматели, занимающиеся экзотиче­скими растениями, нанимают сотрудников не в штат, а на условиях фриланса или обращаются к понимающим родственникам. «У нас семейный бизнес. Старший сын занимается сайтом и по­ставщиками. Младший — логистикой», — рас­сказывает Рита Максимчук. «Количество сотруд­ников зависит от объема работы. Иногда в моей компании трудится и 10 человек», — уточняет Игорь Зимарев.

В штате «Кактусенка» числится только его учредитель Игорь Пугач, остальные сотрудники работают на условиях фриланса. «Два человека занимаются сайтом: один — про­движением, другой — приемом заказов. У пер­сонала, который работает с растениями, оплата сдельная. Скажем, нужно пересадить пятнадцать ящиков, я знаю, что каждый ящик обойдется в 50 рублей, и ищу того, кто может этим заняться».

Еще одна статья расходов — перевод докумен­тации. Поставщики обычно предоставляют ин­формацию на иностранном языке, поэтому при­ходится переводить описания и инструкции по уходу за растениями.

Российские предприниматели, занима­ющиеся экзотическими растениями, как правило, заказывают семена за границей, а выращивают их сами. «Я покупаю семена в питомниках Германии, Франции, Италии. У меня несколько маленьких домашних теплиц и одна большая — 160 квадратных метров — на улице», — рассказывает Игорь Пугач.

Обычно игроки этого рынка занимают каждый свою узкую нишу: кто-то занимается кактусами, кто-то — растениями-хищниками, кто-то — особо редкими цветами. «У нас около 40 зару­бежных поставщиков. Если клиент хочет приоб­рести растение, которого у нас в стране нет, мы в 9 из 10 случаев его найдем, — объясняет Игорь Зимарев. Правда, сейчас он растения не продает, так как с ними много проблем при пе­ресылке. — А семена мы отправляем клиентам из всех уголков России — от Калининграда до Камчатки. Иногда заказывают даже из других стран. Несколько раз отправляли ценный груз в Камбоджу». Игоря Пугача пересылка почтой не пугает: он разработал собственную систему упаковки, благодаря которой растения доходят до адресата в прекрасном состоянии без земли, света и воды.

Своих покупателей Игорь Пугач делит на три группы. Первая, самая многочисленная, — до­мохозяйки, которые любят комнатные расте­ния и обычно совершают покупки под влиянием эмоций, просто выбрав понравившийся цветок. Вторая — коллекционеры кактусов, которые пе­риодически приобретают редкие сорта. Третья — молодые люди от 18 до 30 лет, относящиеся к раз­ведению кактусов как к хобби и часто покупаю­щие растения в подарок.

Разброс цен на экзотические растения доволь­но велик. Так, некоторые кактусы у Игоря Пугача можно приобрести всего за 50 рублей, другие обойдутся в полторы тысячи рублей, а за отдель­ные придется выложить более 5 тыс. рублей. На редкие виды цены кусаются: один из экземпля­ров своей коллекции Игорь Пугач продал даже за 12 тыс. руб.

Несмотря на то, что основной канал продаж для Пугача — интернет, он планирует открыть у себя в Ростове-на-Дону и обычный магазин. Предприниматель хочет, чтобы это был не просто «кактусовый супермаркет», а своеобразный са­лон-галерея, где люди смогут посмотреть на рас­тения, получить информацию по уходу за ними и при желании приобрести.

На реализацию проек­та, по его подсчетам, нужно 960 тыс. руб. В такую сумму обойдется ремонт помещения, покупка оборудования, производство брэндированных горшков и рекламная поддержка. «Вложения окупятся через девять месяцев», — уверен Игорь. Впрочем, не всем предпринимателям перспек­тивы этого рынка представляются радужными. «Экзотические растения — не вещь первой не­обходимости. Сегодня у людей есть деньги, они могут позволить себе диковинные цветы. А уже завтра ситуация может измениться», — считает Игорь Зимарев.