Американский студент Дэн Шиппер — посто­янный участник набирающих популярность «хакатонов» (hackathon) — многочасовых соревно­ваний между программистами по написанию проектов с нуля. Он и его команда, участвуя в Penn Aps Hackathon-2012 в Университете шта­та Пенсильвания, создали прототип системы кобраузинга (co-browsing). Продукт, названный Firefly, может стать одним из лидеров на рынке подобных решений.

Кобраузинг — разно­видность удаленного доступа. Эта техноло­гия позволяет нескольким пользователям одно­временно просматривать одну веб-страницу и управлять ею. Простой пример: клиент не мо­жет сориентироваться в интер­нет-магазине и выбрать товар, и тогда консультант приглашает его в кобраузинговую сессию и показывает, что именно есть на сайте.

Кобраузинг используется ком­паниями с территориально рас­пределенными офисами, а также фирмами, занимающимися веб-разработкой. Долгое время для кобраузинга использовались си­стемы удаленного доступа, такие как TeamViewer: окно браузера является частью картинки, пере­даваемой с экрана удаленного компьютера. У этой технологии есть ряд недостатков. Во-первых, удаленный пользователь получа­ет полный доступ к компьютеру. Во-вторых, требуется установка специального программного обеспечения.

В сентябре 2011 года стартап Golnstant предложил кобрау­зинг в чистом виде: пользователь видит только содержимое окна браузера своего визави. Также удалось обойтись без инсталляции — благодаря об­лачным вычислениям (браузинг осуществляется на сервере Golnstant, а оба участника сессии видят картинку, передаваемую с сервера). Популярности про­дукту добавила и кроссплатформенная совместимость (у разных пользователей могут быть разные браузеры на разных ОС). Решением заинтересовались В2С-ориентированные бизнесы (продажи, консалтинг) и разра­ботчики SaaS-приложений. Уже в июле 2012 года Golnstant была приобретена за $70 млн. компа­нией Salesforce, крупным про­вайдером облачных решений. Дэн Шиппер решил попасть в этот тренд.

Команда стартапа Firefly, в которую кроме Дэна вошли Патрик Лихай и Джастин Мельтцер, сохранила кроссплатформенность, при этом обойдясь без «облака» и, разумеется, без традиционных инсталляций ПО. Модуль кобраузинга, на­писанный на JavaScript, встра­ивается в HTML-код страницы. Пользователю остается нажать на странице специальную кноп­ку, получить уникальный код сессии и сообщить его другому участнику сеанса кобраузинга. «Технология позволяет пользо­вателям одновременно управ­лять веб-страницей — читать ее, прокручивать, заполнять формы, просматривать картин­ки, анимацию, видео», — гово­рит Шиппер.

В отличие от конкурентов, команда Firefly не «навешивает» на свой продукт дополнительные сервисы. «Мы концентрируемся на совершенствовании качества совместного управления страни­цами», — оправдывает Шиппер отсутствие в Firefly встроенных средств общения между поль­зователями. Впрочем, система интегрируется с мессенджерами Olark и SnapEngage, которые позволяют «чатиться». Число пользователей, которые могут одновременно управлять веб­страницей, пока ограничено двумя. Максимальное число одновременных сессий—де­сять. Один пользовательский аккаунт можно привязать только к одному сайту (домену).

Стартовала команда Шиппера на собственные деньги. Пос­кольку программный код ребята написали сами, основной ста­тьей расходов оказалась аренда серверов. Чтобы оплатить ее, партнеры «скинулись» по $1 тыс. В начале декабря 2012 года соз­дателям Firefly удалось привлечь инвестиции фонда Dorm Rooms Fund в размере $20 тыс. Этот фонд, являющийся дочерней структурой одной из крупней­ших венчурных фирм США — First Round Capital, специализируется на финансировании студенческих проектов (dorm room в переводе с английско­го — «комната в общежитии»). Брэдли Эриксон, один из соучре­дителей и член совета инвесто­ров фонда, объяснил, что Firefly заинтересовал инвесторов во многом благодаря предыдущим проектам Шиппера.

Самый известный из них — стартап AirTime, выведенный на рынок в феврале 2012 года. Приложение AirTime позволяет компани­ям добавлять в рассылаемые клиентам электронные письма баннеры с рекламой, новостями и обращениями. Наполнение баннера динамически управля­ется корпоративным почтовым сервером. В баннер встраива­ются гиперссылки на сайт и счетчик статистики, который позволяет компаниям видеть, насколько интересны клиентам те или иные продукты и события.

Firefly предлагает три та­рифных плана — от $15 до $60 в месяц. Более дорогие планы включают такие опции, как аналитика, «режим невидимки» (вместо кнопки на странице используется сочетание кла­виш), кастомизация виджета и возможность спрятать логотип Firefly.

Первыми клиентами Firefly стали американские разработ­чики SaaS-решений — такие KaKBasecamp. «Специфика «облачных» технологий такова, что их потенциальным пользователям сложно разобрать­ся в выборе нужных опций. Кобраузинг в этих случаях незаменим», — считает Дэн. Сейчас у компании появились клиенты и из других стран. Единственным прямым конку­рентом стартапа Дэна Шиппера пока является его идейный про­тотип Golnstant. Только эти два продукта не требуют инсталля­ции стороннего ПО, являются кроссплатформенными, а также дают возможность полноценно­го кобраузинга.