В ближайшие годы Китай рискует расстаться со статусом главной мировой фабрики: рабочая сила так быстро растет в цене, что делает размещение производства в этой стране невыгодным. Американский бизнес, один из важных ин­весторов КНР, массово возвращает производства в США. По данным опубликованного в сентябре отчета Boston Consulting Group, более половины американских компаний с оборотом свыше миллиарда долларов намерены перене­сти на родину свои производственные площадки из Китая и других стран Юго-Восточной Азии.

Реиндустриализацию США бурно обсуждали еще во вре­мя предвыборной кампании Барака Обамы. После пере­избрания президента появились явные признаки того, что процесс идет полным ходом: в частности, корпорация Apple заявила о переносе домой производства компьютеров Маc из Китая. Этим летом перебрался в США и китайский производитель электроники Lenovo. За крупными игроками потянулся бизнес помельче.

Количество глав американских компаний, которые планируют или всерьез рассматрива­ют возврат заводов на территорию Северной Америки, с февраля 2012 года по август 2013-го выросло с 37 ДО 54%,  утверждает отчет BCG. Опрос проводился среди двухсот руководителей компаний различных отраслей экономики, которые производят товары, как для американского рынка, так и на экспорт. При этом 21% опрошенных связали возврат мощностей в США с удорожанием рабочей силы в Китае.

По подсчетам BCG, ежегодный рост заработной платы в Китае составляет 15-20%. В США, для сравнения, этот показатель держится на 3%. С 2000 по 2010 год средняя зарплата фабричного рабочего в КНР увеличилась с $0,5 до $2 в час — в четыре раза. За тот же период средняя зар­плата американского рабочего выросла всего в 1,3 раза. BCG прогнозирует, что к 2015 году зарплаты в Китае повысятся до $4,5 в час. Учитывая более высокую производительность американских рабочих, не удивительно, что арифметика складывается не в пользу Поднебесной.

Впрочем, американцы охладели к Китаю не только из-за растущих цен на рынке труда. Другими причинами переноса производств на родину руководители компаний называют необходимость быть ближе к потребителю и желание добиться более высокого качества продуктов.

К тому же возврат производства в США гарантирует бо­лее низкие транспортные и временные издержки, доступ к квалифицированному персоналу, возможность вести бизнес в простых и понятных условиях. Не последнюю роль в реиндустриализации играет энергетическая революция: большое количество дешевой энергии ставит США в более выгодные условия по сравнению с Китаем, где электро­энергия на 65% дороже. Ну и, разумеется, бренд «Made in USA» по умолчанию гораздо положительнее воспринима­ется потребителем.

Эксперты BCG отмечают, что рассматривать соседние с Китаем государства в качестве новых мировых произ­водственных баз бессмысленно. Несмотря на то, что рабо­чие руки в Таиланде, Индонезии, Вьетнаме и Камбодже примерно в четыре раза дешевле, чем в КНР, эти страны никогда не смогут удовлетворить потребность западного бизнеса в труде. В настоящее время около 215 млн. китайцев заняты в фабричном производстве — больше, чем во всей Юго-Восточной Азии и Индии вместе. К тому же инфля­ционные процессы, затронувшие Китай, могут быстро перекинуться на весь азиатский рынок. Зато шансы стать новой «звездной экономикой» есть у Мексики: к 2015 году здешние зарплаты окажутся ниже китайских, а товары смогут добираться до американского рынка всего за день-два. К тому же действующее законодательство позволяет обходиться без таможенных пошлин при транспортировке в США.

Для Китая сложившаяся ситуация может оказать­ся не такой критичной, как кажется на первый взгляд. Главным источником прямых инвестиций для китайской экономики являются не США, а азиатские страны и тер­ритории, в том числе Гонконг, Макао, Тайвань, Япония и Южная Корея. Если КНР сможет сделать инвестици­онную среду привлекательной — например, упростив бюрократические процедуры, — то даже прощание с аме­риканскими производствами не грозит ее экономике серьезными проблемами. К тому же за десятилетия пребывания в статусе «мировой фабрики» Китай уже решил важнейшие для себя стратегиче­ские задачи — получил от Запада и Востока передовые технологии и создал мощную индустриальную базу.