В ближайшие два года все предвещают стагнацию российскому fashion-ритейлу. Рост будет, но незначительный — менее 10 процентов в год. Самое время искать интенсивные формы развития бизнеса.

За прошедший год мы открыли 73 магазина Finn Flare и Apple Moon вместо запланированных 60 именно потому, что я не видела хороших перспектив для развития розницы в 2011-м. В 2012 году этих перспектив станет еще меньше. Если в прошлом году в Москве было введено 450 тысяч кв. м торговых площадей, а в текущем ожидается 300 тысяч, то в следующем будет построено всего 150 тысяч кв. м. Это коллапс. Арендные ставки уже сейчас неадекватны. А дальше — будет только дороже! Поэтому лично я вижу возможности для роста скорее в развитии информационных технологий.

На заре своей юности я была обычным челноком. Как и многие в то время, возила товар из Азии и реализовывала его при помощи продавцов, расставленных в Лужниках. Учет мы вели в тетрадочках. Приход — реализация — остаток… Просто и понятно. «Ил-86» под завязку был забит такими же, как я, бизнесменами, ведущими свои деловые расчеты в клетчатых тетрадях. Молодой человек, который в тот момент ухаживал за мной, предложил мне в подарок компьютерную программу, учитывающую движение реализованного товара и товарный остаток. Причем программу простейшую. Я долго упиралась, но в конце концов подарок приняла. Где теперь остальные несколько сотен пассажиров рейса «Ил-86» Москва — Хошимин?

С тех пор я поняла, что ИТ — двигатель бизнеса. Поэтому не жалею денег на новые программы.

Так, мы в числе первых fashion-ритейлеров внедрили платформу Gerber Web PDM. Это весьма дорогостоящая программа, но она позволяет получать доступ к актуальной производственной информации в любой точке мира 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Ручной ввод информации сокращен до минимума, поэтому производительность труда повышается, а производственный цикл сокращается. Программа была адаптирована специально для нас. Это позволило нам экономить время разработки моделей одежды, свести к минимуму риск брака и организовать единую базу данных информации об изделиях. Специалистам теперь не нужно даже рабочее место — только Интернет! В результате на моих сотрудников хедхантеры охотятся так, как ни на каких других. Если у человека есть опыт работы в продуктовом департаменте Finn Flare — хорошее место ему всегда гарантировано.

В прошлом году мы перешли на Front Office 1C. Мы хотим объединить все магазины Finn Flare (как собственные розничные, так и франчайзинговые) в единую сеть — в том числе и магазины в Казахстане. Кроме того, нам предстоит открыть представительство на Украине и решить множество локальных задач с помощью «1С».

Но все же главный наш проект на 2011 год — это внедрение SAP. На рынке ритейла равных ему нет. Я не буду перечислять компании, уже внедрившие SAP в продуктовом ритейле и в электронике. Это почти все ведущие игроки. Но в сегменте fashion retail мы будем одними из первых.

Все эти нововведения крайне дороги, но другого выхода нет. Если в 2009–2010 годах имелись все условия для экстенсивного развития, то сейчас пришло время интенсивного роста. При помощи решения SAP Map, которое поможет осуществлять стратегическое планирование по торговым точкам, я надеюсь увеличить выручку с каждого квадратного метра своих магазинов как минимум на 40%. Каким образом? За счет работы с ассортиментом, мерчендайзингом и логистикой, основанной на самой точной аналитике.

Помимо таких стандартных функций, как управление закупками, ассортиментом и ценообразованием, с помощью системы можно будет планировать ассортимент коллекций, контролировать бюджет закупок, анализировать продажи и управлять скидками. Мы не только торговая, но и производственная компания. Для нас вопрос точного планирования ассортимента имеет стратегическое значение. Важные и взвешенные решения мы можем принимать только на основе верной, четкой и структурированной информации, полученной вовремя. И в этом нам могут помочь именно ИТ.